ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ ЛКМ

Одним из важных аспектов гарантии получения качественного лакокрасочного покрытия, являются надлежащие условия транспортирования и хранения лакокрасочного материала. Даже самый хороший материал, обладающий отличными свойствами, не даст хорошего качества лакокрасочного покрытия, если не были соблюдены необходимые условия при транспортировании и хранении. Также лакокрасочные материалы, в большинстве своем, пожароопасны, взрывоопасны и токсичны. Поэтому должна соблюдаться техника безопасности по транспортированию и хранению лкм.

 

 

ГОСТ 9980.5-2009 Материалы лакокрасочные. Транспортирование и хранение.

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на лакокрасочные материалы и устанавливает требования к их транспортированию и хранению.

2. Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 17527, ГОСТ 20231, ГОСТ 21391, ГОСТ 24831, а также следующие термины с соответствующими определениями:

Мелкая отправка- предъявляемая по одной транспортной железнодорожной накладной партия груза, для перевозки которой не требуется предоставление отдельного вагона, контейнера.

Аварийная карточка- утвержденный соответствующим транспортным министерством документ установленной формы, регламентирующий первичные оперативные действия причастных работников транспорта и спецформирований по ликвидации последствий аварии (аварийных ситуаций или инцидентов) с опасными грузами при их перевозке на данном виде транспорта.

3. Требования

3.1 Транспортирование лакокрасочных материалов

- Лакокрасочные материалы в транспортной таре или в специализированных контейнерах и транспортных средствах в  соответствии с ГОСТ 9980.3, маркированные в соответствии с ГОСТ 9980.4, транспортируют всеми видами транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный) в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта. Лакокрасочные материалы, относящиеся к опасным грузам по ГОСТ 19433, допускаются к перевозке в таре и упаковке, соответствующей требованиям ГОСТ 9980.3, ГОСТ 26319 и требованиям правил перевозки опасных грузов на
соответствующем виде транспорта.

- Лакокрасочные материалы транспортируют в крытых транспортных средствах. Допускается транспортирование лакокрасочных материалов автомобильным транспортом в открытых специализированных машинах. Необходимость и целесообразность транспортирования лакокрасочных материалов в открытых транспортных средствах железнодорожным транспортом предусматривается в нормативных документах (НД) или технических документах (ТД) на конкретный лакокрасочный материал.

- Необходимость транспортирования лакокрасочных материалов железнодорожным транспортом мелкими отправками предусматривается в НД или ТД на конкретный лакокрасочный материал. При железнодорожных перевозках мелкими  отправками лакокрасочных материалов применяют потребительскую и транспортную тару по ГОСТ 9980.3 и тару, указанную в НД или ТД на конкретный лакокрасочный материал.

- Лакокрасочные материалы в транспортной таре в универсальных контейнерах транспортируют различными видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов в универсальных контейнерах, действующими на данном виде
транспорта.

- Грузы, которые по своим свойствам, габаритным размерам и условиям перевозок могут быть сформированы в транспортные пакеты, предъявляют к перевозке железнодорожным транспортом или с участием других видов транспорта в транспортных пакетах, сформированных по НД или ТД. Лакокрасочные материалы в металлических банках транспортируют транспортными
пакетами железнодорожным транспортом повагонными отправками.

Допускается транспортирование лакокрасочных материалов без формирования в транспортные пакеты в следующих случаях:

- при транспортировании автомобильным транспортом;

- при транспортировании в универсальных контейнерах, кроме крупнотоннажных;

- при транспортировании железнодорожным транспортом повагонными отправками в бочках вместимостью не менее 100 дм3.

При транспортировании лакокрасочных материалов в транспортной металлической и полиэтиленовой таре между ярусами тары устанавливают деревянные прокладки.

- Порядок размещения пакетов в транспортных средствах, габаритные размеры пакетов, число мест в пакете, массу продукции указывают в НД или ТД на транспортные пакеты.

Требования к формированию транспортных пакетов - по ГОСТ 26663 и др. НД или ТД.

- Транспортирование железнодорожным транспортом конкретных видов лакокрасочных материалов, не относящихся к опасным грузам по ГОСТ 19433, в открытых транспортных средствах, мелкими отправками, в универсальных контейнерах, повагонными отправками пакетов, сформированных из продукции в металлических банках, предусмотренных НД или ТД на конкретный  лакокрасочный материал, проводят в соответствии с правилами перевозки грузов железнодорожным транспортом, а  лакокрасочных материалов, относящихся к опасным грузам по ГОСТ 19433, проводят в соответствии с правилами перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом.

- Лакокрасочные материалы в таре-оборудовании железнодорожным транспортом не транспортируют.

- Допускается лакокрасочные материалы в потребительской таре транспортировать автомобильным транспортом не  упакованными в транспортную тару или не сформированными в групповые упаковки, если тара уложена в складные ящичные
поддоны по ГОСТ 9570, тару-оборудование по ГОСТ 24831 или по другим НД или ТД или в специализированные контейнеры.

- Возможность совместного транспортирования железнодорожным транспортом лакокрасочных материалов в одном вагоне или контейнере, относящихся к опасным грузам по ГОСТ 19433, с другими опасными грузами и опасных грузов с неопасными
грузами осуществляют в соответствии с правилами перевозки (Перевозки опасных грузовпо железным дорогам).

Совместное транспортирование автомобильным транспортом лакокрасочных материалов, относящихся к опасным грузам, с другими опасными грузами осуществляют в соответствии с правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

- Крепление грузов в транспортных средствах на железнодорожном транспорте должны соответствовать техническим условиям погрузки и крепления грузов, действующим на железнодорожном транспорте и требованиям ГОСТ 22235. - Лакокрасочные материалы воздушным транспортом транспортируют на грузовых воздушных суднах в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на воздушном виде транспорта.

Лакокрасочные материалы, относящиеся к опасным грузам, воздушным транспортом транспортируют в соответствии с инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху.

Лакокрасочные материалы, относящиеся к опасным грузам по ГОСТ 19433, допускаются к перевозке воздушным транспортом в таре и упаковке, соответствующих требованиям ГОСТ 9980.3, ГОСТ 26319, требованиям правил перевозки опасных грузов на воздушном транспорте и техническим инструкциям по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху, утвержденными Советом Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Лакокрасочные материалы в ящиках из гофрированного картона воздушным транспортом не транспортируют.

3.2 Хранение лакокрасочных материалов

- Лакокрасочные материалы в упакованном виде должны храниться в закрытых складских помещениях при температуре окружающей среды от минус 40°С до плюс 40°С. При необходимости в НД и ТД на конкретный материал указывают другие
режимы хранения продукции.

Лакокрасочные материалы при хранении должны быть складированы по партиям. Допускается хранение лакокрасочных материалов, кроме материалов групп 23-26 по ГОСТ 9980.3, в упакованном виде на спланированной площадке, защищенной от
действия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков, или под навесом. Условия хранения лакокрасочных материалов распространяются на склады грузоотправителя (грузополучателя).

- Допускается хранение лакокрасочных материалов в мягких специализированных контейнерах на открытых площадках.

Необходимость защиты мягких контейнеров при хранении на открытых площадках брезентом или другим водонепроницаемым материалом устанавливают в НД или ТД на конкретный материал.

- Допускается хранение лакокрасочных материалов в контейнерах-цистернах на открытых площадках.

- Допускается хранение лакокрасочных материалов на открытых площадках на время комплектации вагона в течение не более чем 3 суток.

- При хранении тару и специализированные контейнеры с лакокрасочным материалом укладывают в штабели высотой не более 3 м на подкладки или деревянные поддоны.

Допускается хранение лакокрасочных материалов в металлической транспортной таре, уложенной в штабели высотой не более 5,5 м.

При складировании тару с лакокрасочными материалами устанавливают пробками и крышками вверх.

- Лакокрасочные материалы в аэрозольных упаковках хранят в крытых сухих складских вентилируемых помещениях на расстоянии не менее 1 м от нагревательных приборов.

Условия хранения, включая температурный режим, должны быть указаны в НД и ТД на конкретный лакокрасочный материал и должны соответствовать утвержденным в установленном порядке НД или ТД по хранению препаратов в аэрозольных упаковках.

- Требования по совместному хранению лакокрасочных материалов, относящихся к опасным грузам по ГОСТ 19433, с другими особо опасными и опасными веществами и материалами - по ГОСТ 12.1.004 (приложение 7, таблицы 15-17).

Требования по совместному хранению многокомпонентных лакокрасочных материалов, смешиваемых перед применением, указывают в НД и ТД на конкретный лакокрасочный материал.

3.3 Требования безопасности

- При транспортировании и хранении лакокрасочных материалов следует соблюдать требования пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004, правила пожарной безопасности* и правила безопасности, действующие на соответствующем виде транспорта.
________________
* На территории Российской Федерации действуют Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-2003

Пожароопасность лакокрасочных материалов указывают в НД и ТД на конкретный лакокрасочный материал.

- При выполнении работ по упаковыванию, погрузке (наливу), выгрузке (сливу), зачистке транспортных средств следует соблюдать инструкции и правила техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности,  разработанные для каждого предприятия с учетом специфики производства.

- При работе с лакокрасочными материалами, являющимися легковоспламеняющимися и ядовитыми веществами, необходимо применять индивидуальные средства защиты по ГОСТ 12.4.011.

3.4 Требования безопасности при транспортировании лакокрасочных материалов

- При транспортировании лакокрасочных материалов, относящихся к опасным грузам, необходимо соблюдать правила  безопасности, установленные правилами перевозки опасных грузов на соответствующем виде транспорта и правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке. При транспортировании лакокрасочных материалов железнодорожным транспортом необходимо соблюдать меры безопасности и предосторожности при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, указанными в аварийных карточках [3]. Класс опасности,  классификационный шифр по ГОСТ 19433, номер ООН, транспортное наименование груза указаны в ГОСТ 9980.4 (приложение Б) и правилах перевозки опасных грузов на соответствующем виде транспорта.

- Лакокрасочные материалы должны предъявляться грузоотправителем к транспортированию в таре и упаковке,  обеспечивающих их герметичность и сохранность, а также безопасность при транспортировании и соответствующих требованиям ГОСТ 9980.3 и ГОСТ 26319.

- Автоцистерны, предназначенные для транспортирования лакокрасочных материалов, относящихся к опасным грузам, должны быть оборудованы надежным заземлением, первичными средствами пожаротушения и промаркированы в соответствии со
степенью опасности груза, а выхлопные трубы должны быть оборудованы исправными искрогасителями.

- Не разрешается погрузка в один вагон или контейнер опасных грузов разных групп, а также некоторых опасных грузов, входящих в одну группу, не разрешенных к совместной перевозке.

- При транспортировании пожаровзрывоопасных лакокрасочных материалов на транспортном средстве, а также на каждом грузовом месте, содержащем эти материалы, должны быть знаки опасности.

- Места погрузки и разгрузки пожароопасных лакокрасочных материалов должны быть оборудованы:

- специальными приспособлениями, обеспечивающими безопасные в пожарном отношении условия проведения работ (козлы, стойки, щиты, трапы, носилки и т.д.). При этом для стеклянной тары должны быть предусмотрены тележки или специальные носилки, имеющие гнезда. Допускается переносить стеклянную тару в исправных корзинах с ручками, обеспечивающими возможность перемещения их двумя работающими;

- средствами пожаротушения и ликвидации аварийных ситуаций;

- исправным стационарным или временным освещением, соответствующим классу зоны по правилам устройства  электроустановок (ПУЭ)

- В местах погрузочно-разгрузочных работ с пожароопасными лакокрасочными материалами не разрешается пользоваться открытым огнем.

- Используемые погрузочно-разгрузочные механизмы должны быть в исправном состоянии.

- Водители и машинисты, ожидающие погрузку или разгрузку, а также во время проведения погрузочно-разгрузочных работ не должны оставлять транспортные средства без присмотра.

- Транспортные средства (вагоны, кузова, прицепы, контейнеры и т.п.), подаваемые под погрузку пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, должны быть исправными и очищены от посторонних веществ.

- При обнаружении повреждений тары (упаковки), рассыпанных или разлитых веществ следует немедленно удалить  поврежденную тару (упаковку), очистить пол и убрать рассыпанные или разлитые пожаровзрывоопасные и пожароопасные вещества.

- При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с пожаровзрывоопасными и пожароопасными грузами работающие должны соблюдать требования маркировочных знаков и предупреждающих надписей на упаковках.

- Не разрешается проводить погрузочно-разгрузочные работы с пожаровзрывоопасными и пожароопасными веществами и материалами при работающих двигателях автомобилей, а также во время дождя, если вещества и материалы склонны к самовозгоранию при взаимодействии с водой.

- Пожаровзрывоопасные и пожароопасные грузы в вагонах, контейнерах, кузовах автомобилей следует надежно закреплять с целью исключения их перемещения при движении.

- При проведении технологических операций, связанных с наполнением и сливом легковоспламеняющихся жидкостей, должны выполняться следующие требования:

- люки и крышки следует открывать плавно, без рывков и ударов, с применением искробезопасных инструментов;

- не допускается проводить погрузочно-разгрузочные работы с емкостями, облитыми легковоспламеняющимися жидкостями;

- арматура (шланги, разъемные соединения, защита от статистического электричества и т.п.) должна быть в исправном  техническом состоянии.

- Перед заполнением резервуаров, цистерн, тары и т.п. жидкостью необходимо проверить исправность имеющегося  измерительного устройства.

- Измерение уровня жидкости в емкости и отбор проб, как правило, следует проводить в светлое время суток. В темное время суток работающие должны пользоваться только аккумуляторными фонарями во взрывозащищенном исполнении. Измерение уровня и отбор проб вручную во время грозы, а также во время закачивания или откачивания продукта не разрешается.

- Наполнение и опорожнение емкостей легковоспламеняющейся жидкостью должно осуществляться по трубопроводам и шлангам, имеющим исправные соединения, и только после правильности открытия и закрытия соответствующих задвижек. Открытие запорной арматуры следует проводить полностью.

- Подача продукта в резервуары, емкости и т.п. "падающей струей" не разрешается. Скорость наполнения (опорожнения) резервуара не должна превышать суммарной пропускной способности установленных на резервуаре дыхательных и предохранительных клапанов (или вентиляционных патрубков).

- По окончании разгрузки пожаровзрывоопасных и пожароопасных грузов необходимо осмотреть вагон, контейнер или кузов автомобиля, тщательно собрать и удалить остатки веществ и мусор.

- При проведении аварийно-восстановительных работ необходимо руководствоваться правилами безопасности, изложенными в аварийных карточках, выбирая из перечня необходимых действий при пожаре или пожарной ситуации такие, которые применимы в данной обстановке. Радиусы зон поражения опасными факторами пожара, приведенные в аварийных карточках, должны приниматься как минимальные и уточняться специалистами соответствующих служб.

- Если складывающаяся ситуация угрожает жизни и здоровью работников железнодорожного транспорта, членов аварийной группы, работы должны быть немедленно прекращены, а люди выведены в безопасное место.

3.5 Требования безопасности при хранении лакокрасочных материалов Требования пожарной безопасности по совместному хранению лакокрасочных материалов, относящихся к опасным грузам по ГОСТ 19433, с другими особо опасными веществами и материалами.

- Емкости (бутыли, бутылки и др.) с лакокрасочными материалами (легковоспламеняющимися и горючими жидкостями), а также аэрозольные упаковки должны быть защищены от солнечного и иного теплового воздействия.

- На открытых площадках или под навесами хранение аэрозольных упаковок допускается только в негорючих контейнерах.

- При хранении в складских помещениях при отсутствии стеллажей материалы должны укладываться в штабели. Напротив  дверных проемов складских помещений должны оставаться свободные проходы шириной, равной ширине дверей, но не менее
1 м. Через каждые 6 м в складах следует устраивать продольные проходы шириной не менее 0,8м.

- Расстояние от светильников до хранящихся материалов должно быть не менее 0,5м.

- Стоянка и ремонт погрузочно-разгрузочных и транспортных средств в складских помещениях и на дебаркадерах не  допускается.

Грузы и материалы, разгруженные на рампу (платформу), к концу рабочего дня должны быть убраны.

- В зданиях складов все операции, связанные с вскрытием тары, проверкой исправности и мелким ремонтом, расфасовкой продукции, приготовлением рабочих смесей пожароопасных жидких лакокрасочных материалов, должны проводиться в помещениях, изолированных от мест хранения.

- Электрооборудование складов по окончании рабочего дня должно обесточиваться. Аппараты, предназначенные для  отключения электроснабжения склада, должны располагаться вне складского помещения на стене из негорючих материалов или на отдельно стоящей опоре, заключаться в шкаф или нишу с приспособлением для опломбирования и закрываться на замок.

- Дежурное освещение в помещениях складов, а также эксплуатация газовых плит, электронагревательных приборов и установка штепсельных розеток не допускается.

- При хранении материалов на открытой площадке площадь одной секции (штабеля) не должна превышать 300м2, а  противопожарные разрывы между штабелями должны быть не менее 6м.

- Въезд локомотивов в складские помещения категорий А, Б и В не допускается.

- Легковоспламеняющиеся материалы должны храниться в количестве, не превышающем установленные на предприятии нормы. На рабочих местах количество этих жидкостей не должно превышать сменную потребность.

- Дыхательные клапаны и огнепреградители необходимо проверять на соответствие требованиям технического паспорта не реже одного раза в месяц, а при температуре воздуха ниже 0°С - не реже одного раза в декаду.

При осмотрах дыхательной арматуры необходимо очищать клапаны и сетки от льда. Отогрев их следует проводить только пожаробезопасными способами.

- Отбор проб и измерения уровня необходимо проводить при помощи приспособлений из материалов, исключающих  искрообразование.

- На складах резервуарного парка должен быть запас огнетушащих веществ, а также должны иметься средства их подачи в количестве, необходимом для тушения пожара в наибольшем резервуаре.

- Здания для хранения лакокрасочных материалов в таре должны быть высотой не более трех этажей, а  легковоспламеняющихся жидкостей - одноэтажными.

- В хранилищах при ручной укладке бочки с легковоспламеняющимися жидкостями должны устанавливаться на полу не более чем в два ряда, при механизированной укладке - не более чем в три ряда.

- Ширина штабеля должна быть не более двух бочек. Ширину главных проходов для транспортирования бочек следует предусматривать не менее 1 м, между штабелями - не менее 1м.

- Хранить жидкости разрешается только в исправной таре. Пролитая жидкость должна немедленно убираться.

- Открытые площадки для хранения растворителей в таре должны быть огорожены земляным валом или негорючей сплошной стенкой высотой не менее 0,5м с пандусами для прохода на площадки.

- Площадки должны возвышаться на 0,2м над прилегающей территорией и быть окружены кюветом для отвода сточных вод.

- В пределах одной обвалованной площадки допускается размещать не более четырех штабелей бочек размером 25*15м с  разрывами между штабелями не менее 10м, а между штабелем и валом (стенкой) - не менее 5м.

Разрывы между штабелями двух смежных площадок должны быть не менее 20м.

- Над площадками допускается устройство навесов из негорючих материалов.

- В местах хранения лакокрасочных материалов не допускается проведение работ, связанных с вскрытием тары, фасованием продукции, приготовлением рабочих смесей пожароопасных материалов.

Данные работы должны проводиться в помещениях, изолированных от мест хранения.

 

 

 

База знаний

Все статьи
Стойкость лакокрасочного покрытия зависит от правильного подбора лакокрасочного материала и правильно разработанного технологического процесса   Подробнее
Стойкость лакокрасочного покрытия - способность лакокрасочного покрытия противостоять воздействию агрессивной среды и сохранять первоначальные свойства   Подробнее
Эластичность – способность лакокрасочного покрытия выдерживать деформацию, без изменения эксплуатационных и декоративных   Подробнее
Интересным решением в изделиях мебели может быть профиль из алюминия, если он будет декорирован лакокрасочными   Подробнее

Новости

Все новости
  • 08 мая 2018 07:38:00
  • Поздравляем вас с великим праздником - Днём Победы! В этот день прежде всего хочется сказать   Подробнее
  • 03 мая 2018 13:14:59
  • С 8 по 12 мая 2018 года в Италии состоится 26-я мировая Биеннале оборудования для   Подробнее
  • 25 апреля 2018 08:54:33
  • Поздравляем вас с праздником Весны и Труда! График работы компании МАЛЯРНЫЙ ДВОР в предпраздничные   Подробнее
  • 17 апреля 2018 09:39:40
  • ICA group сообщает о своём участии в выставке «Milan Fuorisalone», которая будет проходить с 17   Подробнее